Непредсказуемый транзит
На этом фоне откровенно удивляют планы Украины добровольно снизить тарифы на транспортировку российского газа в Европу. Об этом 16 февраля на энергетической выставке сообщил директор по развитию бизнеса НАК «Нафтогаз» Юрий Витренко. Киев предлагает снизить стоимость услуг своей ГТС в девять раз и таким способом сделать прокачку газа через Украину «самой дешевой в Европе». Правда, расщедриться Киев надеется только после истечения действующего контракта, в 2020 году. Менеджеры «Нафтогаза» не скрывают, что весь смысл громкого пиар-хода – показать «на цифрах», как невыгодно будет транспортировать газ из РФ в Германию по «Северному потоку-2». Таким нехитрым способом Киев хочет заставить Москву отказаться от строительства нового газопровода.
На практике Киев действует в противоположном направлении. 19 января министр энергетики Владимир Демчишин объявил, что плата за прокачку тысячи кубометров российского газа на каждые сто километров повышается более чем в полтора раза (с $2,7 до $4,5). Эксперты сомневаются, что Киев может в одностороннем порядке вносить изменения в существующий международный контракт, но В. Демчишин считает иначе. Чиновник уверен, что вопрос цены после принятия Верховной радой закона о рынке газа находится в ведении украинской НКРЭ. «До этого был тариф на транзит, а теперь будет тариф на транспортировку газотранспортной системой», — пояснил суть изменений глава Минэнерго. На случай если «Газпром» откажется платить по новому тарифу, Киев пригрозил обратиться в Стокгольмский арбитраж.
На этом сюрпризы не закончились. 22 января Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) признал «Газпром» монополистом на рынке транзита газа через магистральные газопроводы и оштрафовал его на 85 млрд. грн. ($3,4 млрд.). Киев обвиняет российскую компанию в «бездействии», призывает привести условия сотрудничества с «Нафтогазом» к «экономически обоснованному уровню» (принять повышение цены транзита) и устанавливает два месяца на выплату штрафа. В Москве расценивают решение АМКУ как метод давления на «Газпром» и намерены защищать свои интересы всеми доступными правовыми способами. Киев традиционно грозит судом.
Дела судебные
По последним данным, общая сумма исковых требований Украины к «Газпрому» варьируется от $11 до $16 млрд. Всего «Нафтогаз» подал в Стокгольмский арбитраж два иска. Во-первых, Киев хочет задним числом изменить цену и вернуть «переплату» за весь газ, потребленный с 20 мая 2011 года (не менее $6 млрд.). «Справедливая» стоимость голубого топлива, по мнению украинских менеджеров, должна считаться по принципу «хаб-минус» (цена в Европе минус цена транспортировки) и плавать в рамках $100-120. Попутно «Нафтогаз» хочет получить право этот газ перепродавать за рубеж. Во-вторых, Киев требует от «Газпрома» выплатить компенсацию за снижение объемов транзита ($3,2 млрд.) и низкую транзитную ставку ($3 млрд.).
Украинский юрист Станислав Батин считает, что в контракте действительно предусмотрен принцип «бери или плати», согласно которому Россия должна прокачивать через украинскую ГТС не менее 110 млрд. кубометров газа в год. С другой стороны, гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов уточняет, что в договоре указаны желательные транзитные объемы и не прописаны штрафные санкции за их снижение. Кроме того, там зафиксировано обязательство «Газпрома» ежегодно обеспечить поставки Украине максимум 52 млрд. кубов газа и обязательство Киева оплатить минимум 80% от этого объема (41,6 млрд. кубометров), даже если фактически он их не потреблял.
Список претензий «Газпрома» к «Нафтогазу» вполне конкретный. Через Стокгольмский арбитраж Москва планирует взыскать с Киева задолженность за потребленный газ, плюс пеню. 19 января «Газпром» направил «Нафтогазу» счет на оплату штрафа за недобор газа в третьем квартале 2015 года ($2,5 млрд.), который Киев официально отказался погашать. Кроме того, выяснилось, что в недрах украинской ГТС «несанкционированно оседает» транзитный газ. Всего топлива потерялось на сумму $5,861 млн., о чем 15 февраля «Газпром» подал жалобу в Стокгольм. В «Нафтогазе» факт пропажи не отрицают, но считают его недостойным внимания, списывая все на технологические потери. Действительно, по сравнению с общей суммой судебных претензий «Газпрома» к Украине, которая уже уверенно перевалила за $30 млрд., исчезнувшие кубометры не столь существенны. Важно другое. Потеря газа почти на $6 млн. в год красноречиво иллюстрирует техническое состояние украинской ГТС и ее плачевные перспективы.
Виртуальный газ
Традиционно на газовом фронте не обходится без «пэрэмог». Киев продолжает праздновать первую в своей истории зиму без российского газа. С конца ноября «Нафтогаз» действительно не купил у «Газпрома» ни одного кубометра. Киев предпочитает получать российский газ исключительно через европейских посредников, который, если верить президенту страны Петру Порошенко, стоит на 30% дороже «газпромовского». По официальной информации «Нафтогаза» и Минэкономразвития, потери украинского бюджета значительно скромнее. За второй и четвертый кварталы 2015 года за реверсный газ Киев в общей сложности переплатил несколько десятков миллионов долларов, отмечает сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич.
Высказывания Демчишина и главы «Нафтогаза» Андрея Коболева о том, что в ЕС Украина покупает газ дешевле, содержат изрядную долю манипуляции. Стоимость голубого топлива на европейских хабах действительно иногда может опускаться ниже цены, предлагаемой «Газпромом», но с учетом транспортировки ($25-30), наценки газотрейдеров и коррупционной составляющей выходит дороже. Впрочем, Киеву все равно придется закупать газ у Москвы. По состоянию на 17 февраля украинские ПХГ заполнены лишь на 33%, и пережить еще одну зиму на старых запасах не получится даже в случае повторения теплой погоды. Проблема только в том, что у Украины банально нет на это своих денег, а западные кредиторы финансируют покупку российского газа только у европейских трейдеров.
Выход из ситуации Киев видит в запуске «виртуального реверса», позволяющего производить взаимозачет природного газа без его фактической транспортировки. 4 февраля Верховная рада приняла соответствующий закон, позволяющий «Укртрансгазу» осуществлять манипуляции с транзитным топливом. «Виртуальный реверс — это дополнительные мощности в размере 60-70 миллиардов кубометров в год», — объясняет Ю. Витренко и сравнивает его запуск с открытием четырех автобанов вместо одной асфальтовой дороги. Попутно Киев сможет брать с Москвы деньги за несуществующий транзит. Проблема только в том, что на пути «виртуального счастья» стоит «Газпром», небезосновательно считающий подобные схемы мошенническими.
Менеджеры «Нафтогаза» жалуются, что российская компания отказывается предоставлять shipper code pairs (пары шиппер-кодов), с помощью которых определяются суточные объемы и направления российских поставок газа европейским покупателям. Украина отказывается «мириться» с такой ситуацией и требует проведения трехсторонних переговоров в формате Москва-Брюссель-Киев. Для большей убедительности «Нафтогаз» традиционно подал материалы в Стокгольмский арбитраж. Слушания в европейском суде по взаимным искам должны начаться уже весной.
* * *
«Скачки» Киева по поводу газа и ГТС могут закончиться так же плачевно, как и «скачки» по всей стране во время госпереворота во имя безвизового режима и ассоциации с ЕС. На положении дел в самой Украине может сказаться как «газовая независимость» от РФ, так и «газовая свобода» на рынке ЕС. В феврале Еврокомиссия обнародовала проект по созданию девяти зон газообеспечения стран-членов Евросоюза, заметим, для укрепления взаимопомощи между участниками рынка и избежания газового шантажа.
Как видим, Украина (хоть и в границах февраля 2014 года) не включена ни в одну из этих зон безопасности, спроектированных Еврокомиссией.
Продолжаем скакать?