Ядерный саммит в Вашингтоне, от участия в котором отказалась Россия, чем вызвала критику Белого дома, является по своей сути повторением встреч на высшем уровне, состоявшихся в 2010, 2012 и 2014 годах, а также попыткой навязать международному сообществу повестку дня в сфере ядерных технологий. Об этом заявил директор департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями МИД РФ Михаил Ульянов в интервью "Коммерсанту".
Российский дипломат пояснил, что на саммит в США пригласили лишь 50 государств, тогда как более 150 государств подобное приглашение даже не получили. Но в то же время на саммите в США хотят разработать планы действий в области ядерной безопасности для таких авторитетных и значительно более полно представленных организаций, как МАГАТЭ, ООН, Глобальная инициатива по борьбе с актами ядерного терроризма, Интерпол и Глобальное партнерство против распространения оружия массового поражения.
"Для тех, кто в Вашингтон почему-то приглашен не был, это может смотреться как попытка относительно небольшой группы стран навязывать международным структурам с гораздо более широким членским составом свою повестку дня. Это по меньшей мере не очень демократично и не соответствует нормальной международной практике. Такими вещами должны заниматься сами международные организации с участием всех своих членов без навязчивых подсказок извне", — отметил Ульянов.
Говоря о причинах отказа России участвовать в саммите, Ульянов пояснил, что кроме чрезмерной политизированности, организаторы мероприятия сами подтолкнули российскую сторону к отказу, когда без предварительного обсуждения изменили правила участия в рабочих группах, предложив каждому приглашенному государству выбрать лишь одну из пяти.
"Только США, Южная Корея и Нидерланды как страны-хозяйки предыдущих подобных мероприятий имели возможность в полном объеме отслеживать и влиять на ход подготовительной работы во всех рабочих группах. Результаты деятельности этих групп теперь представлены саммиту на утверждение. Но мы не можем одобрять, тем более на высшем уровне, документы, которые разрабатывались без нашего участия", — добавил Ульянов.