Успехи и провалы Эльдара Рязанова.
На Новый год дважды Первый канал показывал картину Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь»: 31-го декабря и 1-го января. Наряду с «Иронией судьбы …» это один из киносимволов Нового Года в нашей стране. И заслуженно. Отменная работа актеров, как молодых – Людмилы Гурченко и Юрия Белова, так и маститого Игоря Ильинского.
Параллельно мысли перешли на другие картины Эльдара Рязанова. И задумался, почему он был так блистателен в СССР и откровенно померк, когда СССР не стало. Его послеперестроечные фильмы откровенно слабы. Мастерство режиссера – само собой. Мастерство актеров – сюда же. Но ведь актеры играли и в других фильмах, а Рязанов снимал и «Берегись автомобиля» и «Старые клячи». Первый фильм известен всем, а второй – кто помнит? Только честно.
Потом я обратил внимание на интересную особенность некоторых его фильмов. Они были достаточно крамольны, чтобы вызывать интерес к запретному, но вместе с тем, вписывались в общую либеральную тенденцию, однако не на столько, чтобы попасть под определение «антисоветчина».
Взять, например ту же «Карнавальную ночь». Для того времени показать руководителя в смешном виде, толкнуть его под зад было смелым шагом. Но этот шаг вписывался в общую тенденцию того времени. Тот же вопрос поднимал, например фильм «Случай на шахте восемь», кстати, там тоже события происходят под Новый Год. Однако в «Случае…» показан не комичный руководитель, а сильный заслуженный человек, построивший комбинат за полярным кругом и город рядом с ним, и которому от имени Партии предлагают поразмыслить над той линией, которую он ведет.
Другой фильм, над которым смеялся, а то и понимающе молчал, думая о чем-то своем мой отец, с которым мы пошли в кино – «Гараж». Я тогда был совсем маленьким и совершенно не понимал, что смешного в том, что взрослые дяди и тети собрались в одном помещении и скандалят между собой. Это сейчас я понимаю, чему понимающе улыбался отец. Сейчас понимаю, почему позднее мой одноклассник, явно передавая слова своих родителей, — ВУЗовских преподавателей, — сказал: «Гараж» — это фига, и не в кармане».
Если же взять «Забытую мелодию для флейты», где почти впервые на советском экране «прошлись» по чиновничеству и сверкнула обнаженная натура Татьяны Догилевой, то это чистое диссидентство. Но, опять же, всего лишь чуть-чуть за гранью дозволенного.
Теперь взглянем на общественно-политическую позицию Эльдара Александровича. Высказывался против уголовного преследования участников «Дела Юкоса» и «PussyRiot», поддерживал активистку Евгению Чирикову на выборах мэра Химок в 2012-м. В 2014-м вместе с другими кинодеятелями подписал открытое письмо, осуждающее действия России в отношении Украины и Крыма. Либеральная позиция режиссера очевидна.
Попробуем подытожить. В советские времена Эльдаром Рязановым и подобранной им обоймой профессионалов создавались действительно отличные картины с небольшим духом либерализма, который находил отклик в умах вольнодумствующих советских граждан. Но не стало «тоталитаризма», не стало КПСС, не стало цензуры и вольнодумство стало не интересно. Места для крамолы не осталось. И уважаемый мастер сразу потерял популярность. Видимо здесь нужно искать корни успеха и спада Эльдара Рязанова.
Оригинал статьи находится здесь: unicom15.ru/index.php/sovetizm/360-kolebalsya-chut-chut-vperedi-linii-partii
This entry passed through the Full-Text RSS service - if this is your content and you're reading it on someone else's site, please read the FAQ at fivefilters.org/content-only/faq.php#publishers.