В 1960-м году Н.С. Хрущев заявил, что к 1980-му году в СССР будет построен Коммунизм[1]: «Нынешнее поколение советских людей будет жить при Коммунизме». И страна взялась за работу. С энтузиазмом, с романтикой, с искренней верой в реальность построения. Так, как умели работать советские люди, которых работать научили индустриализация, Война и восстановление, а желание работать давала великая цель.
Трудились и инженеры «человеческих душ». В новогодние каникулы я случайно посмотрел по телевидению снятый в 1965-м году фильм «Дети Дон Кихота», где главную роль сыграл замечательный советский актер – Анатолий Дмитриевич Папанов.
Живет и работает врач-гинеколог Петр Бондаренко. Его жизненный принцип — если можешь чем-то помочь людям, это нужно делать, не ожидая награды, не слушая злопыхателей и насмешников. В семье трое сыновей. Каждый со своими «причудами». Старший – начинающий художник, ищет своё место в искусстве и жизни, а заодно разбирается с бухгалтерией и директрисой кинотеатра по поводу несданной вовремя, по причине творческих поисков, афиши. Средний – надумал жениться. Младший, насмотревшись киножурналов, сбегает в Африку спасать негров. В общем, не скучно. А еще на работе непутевая мамаша отказывается от ребенка. Врач долго пытается её уговорить оставить ребенка, но безуспешно. Мать уходит, а ребенка врач забирает себе. Он полагает, это и его ошибка, которую он должен исправить. Это четвертый отказ в его практике и четвертый ребенок в его семье. Остальные трое также были усыновлены. Добрый трогательный фильм.
Интересен выбор названия фильма. Дон Кихот – идеалист-романтик, стремившийся сделать мир лучше. И профессия главного героя является одной из самых жизнеутверждающих на свете. Один мой знакомый гинеколог, когда я поинтересовался, почему он выбрал эту специальность ответил примерно так: «Я хотел быть ортопедом и даже написал работу по шейке бедра. Но на одной из практик я встретил пожилого акушера и в работе с ним понял, какое это счастье помогать Новой Жизни появиться на свет». Это было один на один, в обстановке, которая никак не располагала к пафосу и риторике. Я как-то сразу и безоговорочно ему поверил.
Врач Бондаренко с женой живут для людей. «Горят» на работе, воспитывают неродных детей. С другой стороны, у них хорошая квартира, нормальный, по советским меркам достаток, дети учатся. Проблемы завтрашнего дня не стоит. Всё понятно, предсказуемо и расписано на годы вперед. Живи, работай там, где тебе укажут, отдавай всего себя обществу и будешь вознагражден по твоим потребностям. Это совершенно вписывается в девиз Коммунизма: «От каждого по способности – каждому по потребности». Петр и Вера Бондаренко – образцовые советские люди, потенциальные члены коммунистического общества.
Обратим внимание на эпизод, где Петр Бондаренко разговаривает со средним сыном, которого распределяют в Подмосковье. Сын стремится в Арктику, в пустыню. Он ищет подвига, тем более, что перед глазами пример отца: «У тебя была Испания, Война!». Его порыв понятен и уважаем. Он ищет трудных путей. Однако отец мягко его урезонивает, давая понять, что подвиг состоит не в том, чтобы совершить что-то экстремальное, а в добросовестной работе там, где это нужно обществу:
— Что я скажу своим детям!
— Ты им скажешь, что хотел поехать в Арктику, в пустыню, но поехал в Озерки, потому что так было надо.
В принципе, в СССР это было вполне осуществимо. Ты работаешь, делаешь то, что от тебя требуется, не заботясь ни о чем — государство заботится о тебе. Таким виделся идеальный член коммунистического общества. Но факт остается фактом. Коммунизм не стал реальностью, а фильм «Дети Дон Кихота» — так и остался доброй сказкой для взрослых.
Однако хотелось бы еще раз обратить внимание на название фильма. Назвать его можно было как угодно, например: «Дети доктора Бондаренко», «Нет чужих детей!», «Врач» — вариантов масса. Однако авторы выбрали именно Дон Кихота. Что за персонаж Дон Кихот? Идеалист, начитавшийся рыцарских романов, погрузившийся в некую виртуальную, выдуманную им самим реальность, в собственные иллюзии. Сравнить человека с Дон Кихотом – значит мягко усомниться в его вменяемости. В фильме главного героя назвали Дон Кихотом, придали ему некоторое внешнее сходство и фактически создали образ идеального советского человека. Так что название выглядит довольно ироничным по отношению к строителям Коммунизма.
[1] Об этой хрущевской утопии сайт «Университет Коммунизма» писал здесь: unicom15.ru/index.php/khrushchevskij-utopizm/346-pochemu-khrushchev-ob-yavil-pobedu-kommunizma-v-1980-godu
Живет и работает врач-гинеколог Петр Бондаренко. Его жизненный принцип — если можешь чем-то помочь людям, это нужно делать, не ожидая награды, не слушая злопыхателей и насмешников. В семье трое сыновей. Каждый со своими «причудами». Старший – начинающий художник, ищет своё место в искусстве и жизни, а заодно разбирается с бухгалтерией и директрисой кинотеатра по поводу несданной вовремя, по причине творческих поисков, афиши. Средний – надумал жениться. Младший, насмотревшись киножурналов, сбегает в Африку спасать негров. В общем, не скучно. А еще на работе непутевая мамаша отказывается от ребенка. Врач долго пытается её уговорить оставить ребенка, но безуспешно. Мать уходит, а ребенка врач забирает себе. Он полагает, это и его ошибка, которую он должен исправить. Это четвертый отказ в его практике и четвертый ребенок в его семье. Остальные трое также были усыновлены. Добрый трогательный фильм.
Интересен выбор названия фильма. Дон Кихот – идеалист-романтик, стремившийся сделать мир лучше. И профессия главного героя является одной из самых жизнеутверждающих на свете. Один мой знакомый гинеколог, когда я поинтересовался, почему он выбрал эту специальность ответил примерно так: «Я хотел быть ортопедом и даже написал работу по шейке бедра. Но на одной из практик я встретил пожилого акушера и в работе с ним понял, какое это счастье помогать Новой Жизни появиться на свет». Это было один на один, в обстановке, которая никак не располагала к пафосу и риторике. Я как-то сразу и безоговорочно ему поверил.
Врач Бондаренко с женой живут для людей. «Горят» на работе, воспитывают неродных детей. С другой стороны, у них хорошая квартира, нормальный, по советским меркам достаток, дети учатся. Проблемы завтрашнего дня не стоит. Всё понятно, предсказуемо и расписано на годы вперед. Живи, работай там, где тебе укажут, отдавай всего себя обществу и будешь вознагражден по твоим потребностям. Это совершенно вписывается в девиз Коммунизма: «От каждого по способности – каждому по потребности». Петр и Вера Бондаренко – образцовые советские люди, потенциальные члены коммунистического общества.
Обратим внимание на эпизод, где Петр Бондаренко разговаривает со средним сыном, которого распределяют в Подмосковье. Сын стремится в Арктику, в пустыню. Он ищет подвига, тем более, что перед глазами пример отца: «У тебя была Испания, Война!». Его порыв понятен и уважаем. Он ищет трудных путей. Однако отец мягко его урезонивает, давая понять, что подвиг состоит не в том, чтобы совершить что-то экстремальное, а в добросовестной работе там, где это нужно обществу:
— Что я скажу своим детям!
— Ты им скажешь, что хотел поехать в Арктику, в пустыню, но поехал в Озерки, потому что так было надо.
В принципе, в СССР это было вполне осуществимо. Ты работаешь, делаешь то, что от тебя требуется, не заботясь ни о чем — государство заботится о тебе. Таким виделся идеальный член коммунистического общества. Но факт остается фактом. Коммунизм не стал реальностью, а фильм «Дети Дон Кихота» — так и остался доброй сказкой для взрослых.
Однако хотелось бы еще раз обратить внимание на название фильма. Назвать его можно было как угодно, например: «Дети доктора Бондаренко», «Нет чужих детей!», «Врач» — вариантов масса. Однако авторы выбрали именно Дон Кихота. Что за персонаж Дон Кихот? Идеалист, начитавшийся рыцарских романов, погрузившийся в некую виртуальную, выдуманную им самим реальность, в собственные иллюзии. Сравнить человека с Дон Кихотом – значит мягко усомниться в его вменяемости. В фильме главного героя назвали Дон Кихотом, придали ему некоторое внешнее сходство и фактически создали образ идеального советского человека. Так что название выглядит довольно ироничным по отношению к строителям Коммунизма.
[1] Об этой хрущевской утопии сайт «Университет Коммунизма» писал здесь: unicom15.ru/index.php/khrushchevskij-utopizm/346-pochemu-khrushchev-ob-yavil-pobedu-kommunizma-v-1980-godu
Оригинал статьи находится здесь: unicom15.ru/index.php/sovetizm/371-don-kikhot-idealnyj-chlen-kommunisticheskogo-obshchestva
This entry passed through the Full-Text RSS service - if this is your content and you're reading it on someone else's site, please read the FAQ at fivefilters.org/content-only/faq.php#publishers.