Портал ARD опубликовал весьма интересное исследование журналиста Сергея Басаева на тему «Чернуха в кино как социальный диагноз». В качестве индикаторов были использованы: направленность, показ изнанки жизни, депрессивность, слом ранее принятых приличий и стереотипов. В результате Басаев пришёл к выводу, что количество «чернухи» в отечественном кино даже при наличии идеологических и духовных «скреп» увеличивается по мере приближения к смене общественного строя, революции, и напрямую не зависит от нарастания экономических и социальных проблем.
На уникальном в своем роде опыте нашей страны, — Советского Союза, России, — график нарастания «чернухи» в кино достигает своего пика к условно «революции» 1991 года, а в 90-е годы резко падает. При этом, несмотря на все трудности, «чернушное» кино появлялось в ельцинский период значительно реже, чем в 1989-1991 годах.«Девятый вал чернухи», как пишет журналист, советского зрителя накрыл в 1989 году. Тогда впервые по ощущениям «чернушные» фильмы в советском кино начинают количественно преобладать, а талантливых фильмов на социальную тему без «чернухи» просто не стало. В качестве примеров Басаев приводит фильмы: «Город Зеро», «Беспредел», «Астенический синдром», «Замри-умри-воскресни», «Гу-га», «Интердевочка», «Катала», «Криминальный квартет», «Ночевала тучка золотая», «Авария — дочь мента», «Под небом голубым», «Псы», «Искусство жить в Одессе», «СЭР (Свобода — это рай)», «Фанат», «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви», «Песнь, наводящая ужас», «Смиренное кладбище».
Из перечисленного ваш покорный слуга решил проанализировать фильм «Авария – дочь мента», так как он является яркой иллюстрацией так называемого «конфликта отцов и детей» того периода.
По сюжету старший лейтенант милиции Алексей Николаев по долгу службы ловит «неформалов», к которым, по иронии судьбы, относится и его собственная дочь Валерия, носящая в кругу своих единомышленников прозвище Авария.
В самом начале фильма Авария выражает своё отношение к отцу словами: «У всех предки как предки, а у меня – дурак в портупее». Отец же на это ничего не отвечает. Далее любопытный разговор происходит в отделении милиции, куда попадает Авария, с отцом, который пытается её выручить. Там другой милиционер выговаривает ему: «Мой сын в математической школе учится. Дома по вечерам с учебниками. На улицу не выгоню. Вот этих боится. Воспитывать надо, товарищ старший лейтенант». А отец и слов не находит для самооправдания.
А при попытке отца наладить хоть какой-то контакт с дочерью, когда она смотрит клип группы Sucsess по телевизору, та признаётся: «Мне нравится всё, что не нравится вам! А что вас злит, так это я вообще тащусь!». То есть Авария агрессивно противопоставляется родителям.
Грубит Авария не только родному отцу. В школе она задаёт провокационные вопросы учительнице, которые подхватывает весь класс, доводя педагога до истерики. То есть Авария является зачинщицей небольшого подросткового бунта, являясь лидером непослушных учеников. Хотя понятно, что учительница работает в рамках школьной программы и спрашивать с неё за политику власти совершенно некорректно.
Также Авария откровенно издевается над своим дедом. Сначала шутит над льготами ветеранов («можно переходить улицу на красный свет и заплывать за буйки»), а в следующий раз говорит: «А ты, правда, в разведке служил? А я бы с тобой в разведку не пошла. Продал бы». И тут выясняется самое интересное. В ходе скандала Авария начинает пересказывать то, что говорили диссиденты, которые в то время, благодаря генсеку Горбачёву получили свободу (в рамках так называемой «гласности»): «Да, ты воевал! Вы все воевали! А когда перед войной невинных людей стреляли, вы все орали: «Смерть бешеным собакам!» Это как, по-твоему? Так вот, дед, если ты хочешь, чтобы я тебя уважала, я должна точно знать, что ты этого не кричал!».
То есть, Авария грубит учителям, срывает уроки, учится точно не на «5», но при этом точно знает, что при Сталине расстреливали исключительно невинных. И дед, в ответ, удивительно точно пророчествует: «Раньше у нас порядок был! Мы работали! Мы войну выиграли! А сейчас если начнётся, то не дай Бог, что будет! Начиталась «огоньков» своих! «Писатели» пишут, а она тоже разинула свой рот!».
«Огонёк» — советский общественно-политический и литературно-художественный иллюстрированный еженедельный журнал, который в то время возглавлял Виталий Коротич. Как пишет Википедия на странице его биографии: «С ним связана эпоха «гласности», смена политической формации, крах советской власти — сначала в умах людей, а потом и в реальной жизни». За эту редакторскую деятельность американский журнал World Press Review присвоил Коротичу в 1989 году звание «Зарубежный редактор года» (англ. International Editor of the Year) за 1988 год. Это титул, ежегодно присуждаемый редакторам, живущим не в США, за «смелость в деле углубления свободы и ответственности прессы, в утверждении прав человека и за отличную и правдивую журналистику». Но 19 августа 1991 года, когда «запахло жареным», Коротич, находясь в США, сдал авиабилет в Москву из-за опасения репрессий со стороны ГКЧП. За это 26 августа по решению журналистского собрания «Огонька» он был освобождён от обязанностей главного редактора.
Но вернёмся к фильму. Отец солидарен с дедом, но как-то неуверенно: «Да ты пойми, ты это сейчас знаешь! А раньше этого не знал никто!». А ему бы сказать дочери, что как-то странно получилось, что «преступления» советского строя расследовались (и расследуются поныне) при поддержке и то и на деньги противника в «холодной войне», который возомнил себя эталоном демократии, превращая при этом целые страны в руины. Но он сам деморализован и запутан антисоветской пропагандой. В разговоре с преподавателем философского факультета Андреем Кузнецовым, у которого ночевала сбежавшая из дома Авария, он говорит: «Что происходит? Газету открываешь… Как жить-то? Жили-жили… Ну может, что-то не так было. Нормально жили. Теперь всё кувырком. Авария какая-то». Впечатления отца красочно перекликаются с прозвищем его дочери в среде неформалов. Она и есть отражение той самой аварии, случившейся с советским обществом в конце 80-х годов прошлого века и сопровождавшей разрушение СССР.
Сама же Авария после скандала с дедом сбегает из дома и знакомится с преподавателем Андреем Кузнецовым, которому пытается отдаться. Однако тот отказывается, понимая мотивы трудного подростка. Но кто ищет, тот всегда найдёт, особенно если дело касается неприятностей. Ведь Авария не просто так сказала деду, что он бы её продал. Она этого хочет, так как идёт наперекор не только родителям, но и нравственным ценностям общества. Размалёванную до крайности Аварию подбирают на машине «мажоры», к которым она садится без долгих раздумий. И естественно, они её пытаются изнасиловать на съёмной, судя по всему, квартире. Она же, поняв, что с ней хотят сделать (а чего она, собственно, ожидала?) звонит отцу, который её выручает. Но «мажоры» вскоре ловят эту девочку нетяжёлого поведения вновь и, на сей раз, лишают девственности.
Чувствуя себя оскорблённой, Авария пытается им отомстить и выслеживает. Те её ловят на глазах у отца и увозят на своей машине. Пытаясь спасти дочь, отец угоняет чужой автомобиль. А Авария ещё и дразнит своих насильников, отказываясь понимать, что всю эту ситуацию создала она сама. В конце концов, её выбрасывают из машины. Но отец всё равно догоняет «мажоров» и убивает, столкнув их машину с обрыва. После чего его арестовывает милиция. На этом фильм заканчивается.
Можно не сомневаться относительно дальнейшей судьбы Аварии. Отец за убийство четырёх человек точно получит расстрельную статью, мать её будет справедливо проклинать, и дочь второй раз сбежит из дома. На этот раз, навсегда. И карьера малолетней уличной проститутки ей будет обеспечена.
Любопытно, что, как повествует Википедия, первоначально главная роль в фильме была предложена Наталье Гусевой, главной героине фильма «Гостья из будущего», но, прочитав сценарий, она отказалась от роли, мотивировав это тем, что не хочет марать сценой изнасилования чистый и светлый образ Алисы Селезнёвой, сыгранный ею ранее. Это поистине подвиг во имя Родины, и её образ до сих пор используют советские патриоты в своих демотиваторах.
Конечно, причина поведения Валерии-Аварии в семье. Она – единственный ребёнок, в детстве избаловали. Видно, что отец не проявляет даже малейшей строгости, а мать постоянно скандалит, то есть воспитывала явно больше она. Налицо нарушение семейной иерархии. То есть отец Аварии — подкаблучник.
Однако не стоит забывать и время, в котором происходит сюжет. А это период нарастания антисоветской истерии. Помимо упомянутого выше журнала «Огонёк», уже легально публиковался изгнанный из страны в 1974 году А. Солженицын (вернётся он лишь в 1994 году), а академик Д. Сахаров был избран народным депутатом Верховного Совета СССР (в том же году он умрёт). Отец Аварии не смог сориентироваться в происходящем в стране. Видимо, он и сам не имел твёрдых убеждений, что погубило и его самого и дочь, которая в силу малолетства и в состоянии подростковой девиации поддалась влиянию диссидентов, которых, в свою очередь, использовали для разрушения страны внешние силы. Получилось по старинной восточной мудрости: «Хочешь победить врага – воспитай его детей».
И таких молодых бунтарей, как Авария, в то время было довольно много. На фото внизу неформалы у Дома Советов (Белого Дома) во время августовских событий 1991 года после которых под их детское ликование был разрушен Советский Союз. Они также желали только разрушения того, что ограничивало их максимализм, не желая думать о том, что ждёт их потом.
This entry passed through the Full-Text RSS service - if this is your content and you're reading it on someone else's site, please read the FAQ at fivefilters.org/content-only/faq.php#publishers.