В прошедшем году Манеж сделал прекрасную выставку советского искусства, которое по цензурным соображениям давно было убрано в запасники. Были выставлены не только работники социалистического труда – рабочие и колхозники, но и деятели советского государства, в том числе присутствовали картины с Лениным, Сталиным, Калининым, Орджоникидзе и прочими.
Удивительно, что во время, когда якобы снимались любые цензурные запреты на советскую живопись наоборот их наложили. Кстати, именно картины представленные на этой выставке можно именовать «Запертым искусством», а не то глумление над советскими и христианскими символами в 2006 на выставке в Сахаровском центре. Интересно, что преследование церкви и прошлого царской России было именно в годы с 1920 по 1940-ые, но в сокровищницу советского искусства не вошли картины на эту тему.Настоящим достоянием стали картины, имеющие ценностный формат вневременной – труд, дети, материнство, красота, работа над собой – тот же спорт, созидание, отстаивание свободы и пантеон героев.
Так что выставка « Романтизм реализма» стала настоящим событием.
Открывалась выставка картиной И.Бродского «Второй конгресс Коминтерна» 1924 года, почти всё время около неё толпились люди, смотрели, фотографировали.
Исаак Бродский. У гроба вождя (1925)
Дмитрий Кардовский. Заседание Совета народных комиссаров под председательством В.И. Ленина, 1927 год.
Картина Дмитрия Кардовского — практически документ эпохи. 22 октября 1922 года Ленин в последний раз председательствовал в Совете народных комиссаров — созданном им верховном органе власти Советской России. Сейчас не принято об этом вспоминать, но Ленин — это не только марксист, революционер и разрушитель «старого мира». Это, может быть, он сам так о себе думал. А на самом деле ему во главе Совнаркома довелось восстанавливать институты российской государственности после катастрофы Февраля 1917 года — вникая со свойственной ему кипучей энергией в мельчайшие детали организации повседневной работы.
У нас как-то забывают, что изначально революцию устроили как раз либералы.
Карпов С.М. «СССР — оплот дружбы народов».
Петр Мальцев. Встреча героического экипажа, 1938 г.
асилия Ефанова «И.В.Сталин, В.М.Молотов, К.Е.Ворошилов у постели больного А.М.Горького».
Василий Яковлев. Старатели пишут творцу Великой Конституции. 1937
( Картину вижу в первый раз, а ведь монументальное полотно. Прятали, однако.)
Кузьма Петров-Водкин. После боя. 1923
Сварог (Корочкин) Василий Семенович. «И.В.Сталин и члены Политбюро ЦК ВКП(б) среди детей в Центральном парке культуры и отдыха имени М.Горького в Москве».
Исаак Бродский. «Передача знамени парижских коммунаров московским рабочим на Ходынке в Москве»
Екатерина Зернова. 1900-1995. Передача танков. 1931
Екатерина Зернова. 1900-1995. Наступление танков. 1933
Виталий Тихов. Работницы на подшефном корабле Балтфлота. 1934
Александр Дейнека. Оборона Петрограда. 1928
Этой работой часто оформляли учебники, иллюстрировавшие это время. Известные картины на выставке тоже были.
Александр Лактионов. Герой Советского Союза капитан М.В. Юдин в гостях у танкистов. 1938
Тарас Гапоненко. На обед к матерям. 1935
Самуил Адливанкин. Герои у нас (Ударник) 1930
Борис Камаров. Молодёжь метро за учёбой. 1937
Аркадий Пластов. Едут на выборы. 1947
Василий Ефанов. Встреча артистов театра имени К.С. Станиславского со слушателями Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского
Александр Дейнека. Стахановцы. Эскиз мозаики. 1938
Юрий Пименов. Женщина в гамаке. 1934
Пётр Кончаловский. Утро испанских пионеров в летнем лагере. 1939
Василий Купцов. Дирижабль. 1932-1933
Александр Лабас. В полёте 1935
Александр Лабас. Дирижабль и детдом. 1930
Александр Дейнека. Живопись. Утренняя зарядка… 1932
Александр Самохвалов. Киров принимает парад физкультурников. 1935
Александр Дейнека. Эстафета. 1947
Николай Карахан. Первая окучка. 1934
Дмитрий Чечулин. Здание управления Аэрофлота. Москва. Конкурс. Перспектива. 1934
Алексей Душкин. Николай Панченко. Бронислав Хилкевич
Пантеон героям Отечественной войны. Конкурс фасад. 1942-1943.
Николай Дормидонтов. Днепрострой. Один из участков строительства.1931
Пётр Вильямс. Монтаж цеха. 1932
Вообще в этом всём строительстве есть что-то эпическое, так и хочется сказать: « Богатыри не мы».
Николай Денисовский. Выпуск чугуна. 1930
Алексей Ситтаро. Комсомолки завода Светлана. Холст, масло. 1937
Исаак Бродский. К. Е. Ворошилов на лыжной прогулки. 1937
Людей много.
Александр Дейнека. Оборона Севастополя.1942
С.Герасимов “Мать партизана”, 1943
В зале, посвящённому войне было темно, освящены были только картины монументальное по своим размером. Хоть их мы хорошо знаем. Народу было не протолкнуться.
Александр Гермасимов. Ленин на трибуне. 1930
Эту работу все знают, было много таких марок.
Константина Вялова «И.С.Сталин и К.Е.Ворошилов на крейсере «Червона Украина» (1933)
Г. Шегаль. «Вождь, учитель, друг». И. В. Сталин в президиуме Всесоюзного съезда колхозников. 1937.
О том времени, мне попались воспоминания очень мною уважаемого и любимого режиссёра, аниматора Фёдора Савельевича Хитрука в книге «Профессия — аниматор»( Москва, 2008 год):
«Пытаюсь вспомнить, чем мы были заняты у себя в студенческой среде, что увлекало нас в те роковые тридцатые годы. Ведь уже вовсю шли судебные процессы, аресты коснулись семей некоторых из наших однокурсников. Стыдно признаться, но тогда мы этим просто не интересовались, будто даже не видели. Зато оживленно обсуждали книгу Фореля «Половой вопрос» и очерки по искусству философа Ипполита Тэна.
Массовое ослепление напало, кажется, не на нас одних. Все жили в атмосфере поголовного энтузиазма, подогреваемого примитивнейшей пропагандой — сейчас уже невозможно понять, как на это мог купиться целый народ.
У нас во дворе шла ударная стройка: копали туннель для метро. Под звуки духового оркестра молодые парни и девушки в брезентовых робах, обливаясь потом, с лихорадочным блеском в глазах гоняли тачки по узким мосткам, стремясь к единственной цели: опередить друг друга. Эта беготня, болыпе напоминающая детскую игру в салочки, называлась социалистическим соревнованием. Ею была охвачена вся страна — мы играли в салочки, чтобы не замечать, что делается вокруг. А если и замечали, то предпочитали молчать — одни из инстинктивного страха, другие просто потому, что их это не касалось. Так и существовали: «в обстановке небывалого трудового подъема».
И все же… Все же многое из того времени вспоминается с ностальгией. Была цель — пусть даже иллюзорная; была вера в светлое будущее, объединявшая нас. И, конечно, бьла наша молодость, когда все лучшее еще ожидалось впереди.»
И правда, как это целый народ «купился». Может 25 лет другой пропаганды несколько изменили восприятия этого времени у замечательного художника? И всё же строить лучше чем разрушать, а процессы… дело в том, что политические процессы в 90-ых тоже были, но их не принято было замечать. Даже скажу больше, известные газеты и журналы объявляли награды за то, что поймают политических преступников, как например МК в 1993 году, после расстрела Белого дома
Источник
Здесь представлены многие картины, но не все. А это реклама выставки, которую раздавали рядом с Манежем, где проходила выставка. Так что могут сделать хорошо, если захотят.
This entry passed through the Full-Text RSS service - if this is your content and you're reading it on someone else's site, please read the FAQ at fivefilters.org/content-only/faq.php#publishers.