К Лукасу вернусь чуть позднее. Расскажу немного об истории американской цензуры в кино. Не хочется развеивать чьи-то иллюзии по поводу безграничных американских свобод, но правда дороже. Наивно было бы полагать, что американскому правительству абсолютно наплевать на то, что американцам показывают в кинотеатрах. Конечно же, это не так. Но на Западе нельзя просто открыто создать некий комитет по цензуре, который бы по своему усмотрению запрещал те или иные фильмы. Люди не поймут. Им же с детства рассказывают про то, что Америка — самая свободная страна. В общем, там всё намного сложнее. Цензура фактически есть, но, если не вникать в суть, то может показаться, что, вроде как, её и нет. Но обо всём по порядку.
Сначала, действительно, свобода была почти безграничной. Впрочем, также как и у нас. Потом религиозные группы в разных штатах стали вынуждать местные власти принимать ограничительные законы. Так было до 1930 года. В этом году Американской ассоциацией производителей и прокатчиков фильмов был принят знаменитый кодекс Хейса. Кодекс запрещал огромное количество тем. Из самого основного: нельзя было подрывать нравственные устои зрителей, нельзя было издеваться над законом, следовало представлять нравственно правильные модели жизни. Ну прямо как будто читаю советскую методичку для цензоров! Кроме всего прочего запретными были следующие темы: издевательство над религией, наркомания и алкоголизм, откровенные сцены, гомосексуализм и венерические заболевания, нецензурная лексика. Ассоциация, конечно, была негосударственной организацией. Но принять кодекс ей „посоветовал“ возглавлявший её политик-республиканец Уильям Хейс. Впрочем, можно было не следовать кодексу. Правда, тогда нарушающий его фильм ты мог показать разве что у себя дома, так как почти все кинотеатры входили в Ассоциацию. В общем, всё было добровольно-принудительно.
Продлился этот этап в истории американской цензуры до конца шестидесятых. Голливуд начал проигрывать более „раскрепощённому“ европейскому кино и Ассоциация была вынуждена отменить кодекс. Но это не значит, что цензуры не стало. Она всего лишь приобрела другие формы. В 1968 году Ассоциация ввела действующую до сих пор систему возрастных рейтингов. Теперь можно снимать всё что угодно, но чем жёстче возрастное ограничение — тем меньше денег ты заработаешь в прокате. Если фильм получает рейтинг NC-17 (лица до семнадцати лет не допускаются), кинокомпания может распрощаться с хорошими кассовыми сборами. Решение о присвоении рейтинга, кстати, принимает специальная комиссия. Всё в лучших традициях советских худсоветов. Нередки случаи, когда продюсеры и режиссёры по десять раз перемонтируют фильм, чтобы угодить членам комиссии и получить более мягкий прокатный рейтинг.
А теперь плавно возвращаемся к Лукасу и переходим к ещё одному проявлению цензуры в американском кино. Точнее, самоцензуры. Речь идёт о боссах голливудских студий-мейджоров, которые не хотят рисковать и требуют от режиссёров снимать фильмы по определённому шаблону. Вы никогда не задумывались, почему на некоторых блокбастерах со стомиллионными бюджетами в качестве режиссёров выступают новички или даже дебютанты? Да потому что кино это снимается по лекалу и оно должно быть максимально похоже на любой другой блокбастер. Режиссёр как художник там, по сути, и не нужен. Творчества там никакого нет. Достаточно быть хорошим менеджером. Именно об этом и говорит Лукас. Шаг влево, шаг вправо — расстрел, то есть расторжение контракта. Больше тебя ни на один проект не позовут.
С конца шестидесятых по конец семидесятых в Голливуде был период экспериментов. Студии вкладывали деньги в проекты режиссёров, у которых было своё видение, интересные идеи. Но тот период завершился почти сорок лет назад. С тех пор Голливуд, по сути, занимается выпуском одного и того же фильма. Новая часть „Звёздных войн“, которая по содержанию до боли напоминает самую первую часть 77-го года, — это закономерный итог. Голливуд топчется на месте. Слава богу, есть ещё и независимое американское кино, которое снимается вне голливудской студийной системы. Есть надежда, что в его недрах родится что-то новое. Иначе всё было бы совсем печально.
По поводу критики правительства в кино. Сегодня в России с этим всё в полном порядке. Скоро новый „День выборов“ выходит. „Левиафан“ и „Дурак“ спокойно получили прокатные удостоверения и показывались в кинотеатрах. Интересно, есть ли у этих фильмов американские аналоги? Мне на ум что-то ничего не приходит. Видимо, американские продюсеры боятся возможных проблем. Вот, допустим, очень многие в США не любят Обаму. На посту президента он действительно допустил немало промахов. Почитайте ради интереса комменты американцев под статьями, где упоминается его имя. Но фильмов с критикой почему-то не снимают. Может, боятся, что засудят или посадят?
This entry passed through the Full-Text RSS service - if this is your content and you're reading it on someone else's site, please read the FAQ at fivefilters.org/content-only/faq.php#publishers.