на полном серьезе рассуждают о том, что ЧЕТЫРЕХКРАТНЫЙ обвал цен мог быть спровоцирован падением спроса на энергоресурсы (интересно, откуда «такая инфа») или выходом на мировой рынок Ирана.
Итак, нас учат тому, что на мировых рынках цены определяются спросом и предложением.
Отчасти это верно. Но кто сказал, что речь идет о конкретном товаре. Если уж быть честным, то цены на важные товары, в том числе энергоносители устанавливаются совсем нерыночным методом. Нужно быть очень наивным человеком, чтобы верить в то, что за год добыча нефти или ее потребление может измениться в четыре раза. Конечно, можно обосновать это чем угодно: выходом (хотя никто никуда не уходил) на широкие просторы Ирана, спадом экономики на пару процентов, но ведь почему-то при высоком росте экономики и арабской нефти в начале девяностых, цена на нефть падала столь же стремительно.Может быть нефтью управляют путем нажатия кнопок «майна-вира» или «верх-низ»? Не столь просто, но… Тут вступает в игру биржевая спекуляция
Основная масса торгов на бирже совершается по товарам, которые никогда никто не производил и те товары, которые никогда не появятся в реальности.
По сути нынешние контракты на нефть или металл — это биткоины, виртуальная ценность. Точную сумму таких контрактов никто не определял, одни эксперты считают, что около 60 или 80% сделок являются спекулятивными. Другие полагают, что в реальную нефть перетекает не более нескольких процентов от общего количества транзакций. Так чем же торгуют? А торгуютфорвардами и фьючерсами. Чтобы вас, дорогие читатели, не запутал типично сектантский язык биржевых торгов, форексов и нимексов, сначала краткий толковый словарь
Фьючерс (фьючерсный контракт) (от англ. futures) — производный финансовый инструмент, стандартный срочный биржевой контракт купли-продажи базового актива, при заключении которого стороны (продавец и покупатель) договариваются только об уровне цены и сроке поставки. Остальные параметры актива (количество, качество, упаковка, маркировка и т. п.) оговорены заранее в спецификации биржевого контракта
Форвард (форвардный контракт) — договор (производный финансовый инструмент), по которому одна сторона (продавец) обязуется в определенный договором срок передать товар (базовый актив) другой стороне (покупателю) или исполнить альтернативное денежное обязательство, а покупатель обязуется принять и оплатить этот базовый актив, и (или) по условиям которого у сторон возникают встречные денежные обязательства в размере, зависящем от значения показателя базового актива на момент исполнения обязательств
Главное отличие форвардного и фьючерсного контрактов состоит в том, что форвардный контракт представляет собой разовую внебиржевую сделку между продавцом и покупателем, а фьючерсный контракт — повторяющееся предложение, которым торгуют на бирже
Экспирация — срок завершения сделки при покупки
Открытие длинной позиции — покупка нефти
Открытие короткой позиции — продажа
Маржа — прибыль, разница между полученным и выплаченным
Многие не видят ничего негативного, что люди играют в лоторею. По сути, фьючерс — это шоу, когда два человека пытаются угадать цену. Когда приходит время «поставлять нефть», при росте цены на нефть ребята-продавцы видят котировки и… тупо готовят деньги, чтобы оплатить некую сумму за «непоставку» (при этом «покупатель» отказывается от права на «товар», который мог бы стоить дороже), то есть вторая сторона начисляет себе «альтернативное» денежное вознаграждение «за срыв сделки». В случае, если котировки упали, уже покупатель отказывается от «бросового» товара и переводит определенную сумму в виде вознаграждения за отмену сделки продавцу. И в случае падения котировок продавец выигрывает, покупатель проигрывает… и наоборот. Только вот закавыка — премия при торговле нефтью составляет 10-20 долларов, так что в любом случае при нынешних котировках это меньше 50 долларов за баррель…
Один из экспертов приводит следующие слова:
«Почему падают цены летом 2015 года? Да все тоже объяснимо. ФРС в ноябре должна поднять ключевую ставку, что вызовет удорожание доллара. Дорожает доллар — дешевеет нефть.
Рискну предположить, что США исходят из упрямой задачи — нанести максимальный ущерб российской экономике. Однако здесь их ждут очевидные проблемы.
Не секрет, что объяснить причины колебаний нефтяных цен пытается огромное количество аналитиков. Можно даже сказать, что есть несколько конкурирующих друг с другом подходов. Самый популярный из них я называю рыночным. Суть его в том, что нефть рассматривается как обычный товар, цена на который определяется балансом спроса и предложения. Сторонники этого подхода уверяют, что рыночные факторы сегодня способствуют снижению нефтяных цен. Говорится о скором выходе „в свет“ гигантских объемов иранской нефти, о развале китайской экономики, о триумфе сланцевой нефти. Ну а наиболее смелые уверяют, что эпоха нефти заканчивается и она скоро вообще будет никому не нужна.
Начнем с самой популярной страшилки — иранской нефти. Она строится исключительно на громких заявлениях иранского руководства, взятых на самом деле с потолка. Иран был несколько десятилетий в условиях нехватки инвестиций и технологий. И чтобы теперь привлечь инвесторов, нужна как раз дорогая нефть. Если она будет дешевой — никакого притока инвесторов не будет. Сам Иран дает совершенно нереалистичные прогнозы.
Меня всегда изумляют фразы вроде „Иран возвращается на рынок нефти“. Как можно вернуться туда, откуда не уходил? Иран всегда был крупным импортером нефти. Хотя европейское эмбарго действительно привело к снижению экспорта.
Но каким же оно было? Давайте разберемся. Посмотрим на уровень добычи в Иране до введения европейского эмбарго. И уровень прошлого года. И увидим, что разница составляет всего 50 млн тонн. Это в два-три раза ниже оценок, которые дает Иран, а за ним и западные аналитики. Это около 1,5 процента от годовой мировой торговли нефтью. Но и эти 50 миллионов еще надо прирастить.
Важно понять, что в мире все большее число нефти добывается в трудных условиях. Давно уже пора прекратить воспринимать нефтяную индустрию как примитивную отрасль из прошлого. Возьмите Бразилию, где на расстоянии в 300 км от берега добывают нефть под толщей воды в 2-3 км, а потом еще под километром минеральных солей. Это требует огромных затрат. И тут все по-рыночному. Низкие цены будут отпугивать инвесторов, сокращая предложение нефти.
Что будет толкать цены вверх? Примеры отказа инвесторов от крупных проектов уже есть. Так, Мексика, озабоченная перспективами собственного нефтяного сектора, объявила грандиозную либерализацию условий работы в отрасли. Надеясь на приток иностранных инвестиций. Но первые конкурсы завершились грандиозным провалом. Главная причина — дешевая нефть.
Наконец, нельзя не сказать о сланцевой нефти. Собственно, успехи США в ее добыче и стали, по мнению многих, главной причиной снижения стоимости нефти. США действительно довольно быстро сумели нарастить добычу при помощи новых технологий. Но дешевеющая нефть — страшный удар по сланцевым проектам. Ее добыча предполагает постоянное горизонтальное бурение и гидроразрыв пласта, причем в больших объемах.
Это радикально отличает сланцевые проекты, скажем, от шельфовой добычи. На шельфе основные расходы приходятся на капитальные затраты, а в сланцевой нефти — на операционные. Иными словами, на шельфе вам нужно построить платформу и установить ее — а потом текущие затраты будут небольшие. А вот в сланцах первичные инвестиции не такие грандиозные, но зато несут солидные постоянные затраты. Это означает, что сланцевые проекты — самые чувствительные к рыночным ценам в индустрии.
Доказательство — падение цен на нефть в конце 2014 года, что моментально вызвало серьезные проблемы в сланцевой индустрии. Посмотрите на отчетность крупнейших сервисных компаний, которые оказывают услуги по бурению и гидроразрыву — это настоящая катастрофа. Чистая прибыль крупнейшей в мире американской сервисной компании в области нефтегазодобычи Schlumberger снизилась в первом полугодии 2015 года на 34 процента по сравнению с аналогичным показателем за 2014 год. Прибыль Halliburton во 2 квартале 2015 г. упала более чем на 0,5 млрд долларов, в первом — на 0,6 млрд. И все это — именно за счет североамериканских подразделений.
Правда, западные аналитики пекут как блины доклады по чудесам в сланцевой индустрии. Якобы техническая революция там идет такими быстрыми темпами, что уже и горизонтальное бурение, и гидроразрыв не нужны. Однако природа таких чудес не раскрывается. Рискну предположить — это банальная липа. Несмотря на обилие статистики из США, внятной информации о состоянии сланцевых проектов на самом деле нет. Число используемых буровых в Северной Америке в первом полугодии упало на 40 процентов. Это — влияние низких цен конца 2014 года.
А вот что еще интересно: в июне-июле число буровых стабилизировалось и даже стало расти. Причина ясна: цены на нефть в начале 2015 года сильно увеличились. Но вот если опять уйдут вниз — обернутся новым обвалом числа буровых, а с ним и „завалом“ по добыче сланцевой нефти.
Несколько слов о глобальном спросе на нефть. Несмотря на все сказки про „нефть больше не нужна“, „скоро кругом будет только зеленая энергетика“, спрос на нефть вырос на 10 процентов за 10 последних лет. Таким образом, даже если вы придерживаетесь рыночной теории ценообразования, вы видите, что нефть не может долго оставаться дешевой.
Но скажу честно — я лично не считаю эту теорию работающей. Скажем, в начале 2015 года цена на нефть выросла примерно на 30 процентов. А на рынке не поменялось ничего — ни с точки зрения спроса, ни с точки зрения предложения. И ни один „рыночник“ такой рост объяснить не может. Значит, в дело вмешиваются другие факторы? Не устанем указывать, что сегодня основной объем денег крутится не на рынке товарной нефти, а на рынке нефтяных фьючерсов, которые являются в чистом виде спекулятивными бумагами. Покупают их не те, кому нужна нефть, а те, кто хочет заработать на колебании ее цен. Таким образом, регулируя приток долларов на рынок фьючерсов, вы можете управлять ценами на нефть.
Не надо объяснять, что главными игроками на этом рынке являются американские инвесторы. А доллар является основной валютой для этих сделок. Вот вам и еще один инструмент контроля за ценами — управление стоимостью американской валюты. Отсюда легко сделать вывод, что цены на нефть в гораздо большей степени определяются в Вашингтоне, нежели в Эр-Рияде (Саудовская Аравия). „
www.eprussia.ru/pressa/articles/1789981.htm
Короче говоря, спекуляции и “лихие деньги» — неприлично, с точки зрения морали. Хотя когда «рыночные принципы» отличались морализмом? Работайте люди лучше! Развивайте внутренний рынок. И помните, что каждый тетрадный лист, произведенный на территории России позволяет увеличить денежную массу, нарастить товарную, в отличие от массы ноликов от виртуальной нефти, под который вам всучат очередной трежерис. Нолики рано или поздно заканчиваются… а реальный товар и его производство играют важнейшую роль для суверенной эмиссии!
В этой связи, пора бы правительствам различных стран встрепенуться и немноожечко приблизиться к уровню активности некоторых глав государств. Тех, которые понимают, что хапать зарубежные кредиты, чтобы «нарисовать» красивую величину ВВП или рисовать диаграмки с обоснованием «кризисных тенденций» не нужно. А нужно — разрабатывать нормальную систему стратегического и тактического планирования. Требовать исполнения программ импортозамещения. Ведь до сих пор, несмотря на многочисленные визги, «торга...» извините «торговые предприниматели» рубят неплохое бабло «в этой дикой тоталитарной стране», хотя уже сложнее завозить в свои подвалы гастрарбайтеров, которые бы «освежали» старые продукты и переклеивали наклейки с информацией о стране происхождения, а в отношении работяг, промышленности конкретных шагов сделано не было. Может быть потому и «не умеет» страна выпускать то, что давно умеет выпускать Китай.
Например, кабелеукладчики для Крыма. Или собственный ноут-бук… с «местной» начинкой процентов на 90… кстати, в Беларуси такие разработки есть, может просто кое-кем из правительственных чиновников делается все, чтобы народ поверил, что «кончай работать» и это...«начинай зарабатывать». Когда материальная выгода и хамон объявляются высшей ценностью, по сравнению с «какими-то» Севастопольцами… в конце концов, думаю, у Потапенко магазинов в Крыму нет. Зато в Европе есть… Хотя лихо рубить он умеет только в России (в Европе бы он пылинки с полок лично сдувал), за рубежом своих потапенко девать некуда. А если «лихо рубить» не получается, то… страну по потапенкам возглавляет «тоталитарный диктатор» и это...«душитель предпринимателей»? Не пора ли проснуться, дорогие покупатели и продавцы?
This entry passed through the Full-Text RSS service - if this is your content and you're reading it on someone else's site, please read the FAQ at fivefilters.org/content-only/faq.php#publishers.