Название настоящей статьи взялось не из 90-х, когда презирать национальную валюту было чуть ли не хорошим тоном, а фраза «рубль – не деньги, рубль – бумажка» звучала регулярно. В нашей истории действительно существовал рубль, который не был деньгами. Но об этом дальше. Начну с книги, которая открыла для меня удивительную страну, в которой действовали совершенно особенные общественные и экономические законы, отличные от тех, которые сейчас преподают в школах и ВУЗах и при этом свершалось такое, что сейчас называют экономическими чудесами.
Это книга Валентина Катасонова «Экономика Сталина».Эффективность экономической модели, построенной в СССР в середине прошлого века не отрицают даже самые отъявленные антисоветчики и антисталинисты. За какое-то десятилетие подняться из полной разрухи, победить в страшнейшей из войн, снова подняться из разрухи и всего через 12 лет после Победы запустить Спутник, а еще через 4 года вывести в космос человека – такого история не знает. Критика сводится к ссылкам на ГУЛАГ и «бандитское государство». Однако и со стороны сторонников СССР внятных аргументов не звучало. А они нужны. Для того чтобы раскрыть критикам и сомневающимся, что Советский Союз был построен не благодаря усилиям НКВД, а благодаря грамотной государственной политике во всех отраслях. Главное же, прикладное значение состоит в том, чтобы разобраться в механизмах, делавших страну эффективной и всё, что возможно применить на практике.
Обозначим принципиальные моменты, выявленные автором.
«Одна страна – одна корпорация». СССР был единым предприятием, где понятия «перепроизводство» просто не было. Как на автомобильном заводе цех кабин производит кабин столько, сколько нужно по плану, а цех «нормаль» — столько болтов и гаек, сколько нужно для сборки планового числа автомобилей. И никому не придет в голову построить ещё один цех кабин, чтобы они конкурировали. Так в СССР не было лишних предприятий и, соответственно, ненужных затрат. Другой стороной «одной корпорации» было отсутствие прибыльных и неприбыльных предприятий. Прибыль в принципе не ставилась как задача. Экономика ориентировалась на удовлетворение потребностей людей, промышленности, армии, сельского хозяйства всеми видами продукции. Это уже при Косыгине прибыль стала ориентиром. И как на предприятии деньги приходят только тогда, когда сработают все и выдадут потребителю конечный продукт, так и в СССР благосостояние каждого зависело от того, как сработают все и какой общий продукт будет получен.
Второй такой момент, как ни парадоксально это звучит, сталинская экономика не имела экономической цели. Решалась задача построения и выживания страны, а не материальные блага.
В своей работе автор последовательно отвечает на вопросы как создавалась, работала и потом демонтировалась эта экономическая модель. Кому был выгоден демонтаж. Достаточно подробно рассматривает индустриализацию, в частности, рассматривает ряд версий, откуда бралась валюта на индустриализацию. Как ни крути, но сколько не продавай хлеб за рубеж, при самой благоприятной конъюнктуре на рынке, при полном выметении всех сусеков, на закуп оборудования, проектирование заводов, оплату труда иностранных специалистов валюты требовалось в разы больше. Почему монополия внешней торговли и обращения валюты должны принадлежать государству и только ему? Какое место в экономике занимали негосударственные формы собственности и почему при Сталине колхозная и кооперативная формы производственной деятельности занимали довольно большой сектор в экономике по сравнению с хрущевскими и брежневскими временами. Пожалуй, впервые я встретил исследование роли теневого сектора в жизни страны. Чем опасно теневое производство с точки зрения нарушения работы отлаженного механизма государственной экономики? Как его практически искоренили в послевоенные годы, и почему этого не удалось сделать в годы «застоя». Как теневой сектор постепенно проникал во власть, чтобы окончательно легализоваться при Горбачеве и легально взять власть в стране.
Понятно, что в книге объемом 400 с небольшим страниц, такое исследование со всеми подробностями, изложить невозможно. Однако, получить представление о том, что было создано и насколько это было уникальное явление в мировой истории- вполне.
Понятны и некоторые сетования автора, что Сталин был экономистом-практиком, а не теоретиком. Создав уникальную экономику, он не оформил теории этой самой экономики. А значит нет зафиксированных алгоритмов, нет учебников и нет возможности воспроизводить и развивать.
И всё-таки, что же за рубль, такой, который не был деньгами? Да, такой рубль был. Это безналичный рубль в СССР. Почему он не деньги и в чем его принципиальное отличие от безналичного рубля в современной России? Ответ, оказывается, один и тот же на оба вопроса. Деньги появляются там, где имеет место акт купли-продажи, где товар меняет своего владельца. В СССР владелец средств производства не менялся. Станок, турбогенератор, тепловоз были и оставались в собственности государства. Просто менялось государственное подразделение, где это средство производства находилось. Но каждое из них обладало стоимостью. Для учета движения этой стоимости, потерь, приращений и применялся безналичный рубль. А если акта купли-продажи нет, то и денег нет. Граница между наличным и безналичным обращением была примерно как между теплоносителями на атомной электростанции. Тот, что обращается в «горячей» зоне, никогда не смешивается с водой, которая идет в турбины и на отопление. И как при смешении этих двух теплоносителей происходит катастрофа, так и при смешении наличного и безналичного обращения произошла катастрофа под названием Развал СССР.
В общем, считаю книгу очень нужной и полезной для всех, кто хочет получить представление о механизмах экономической модели, которую принято называть Экономикой Сталина.
Оригинал статьи находится здесь: unicom15.ru/index.php/staliniz/381-rubl-kotoryj-ne-byl-dengami
This entry passed through the Full-Text RSS service - if this is your content and you're reading it on someone else's site, please read the FAQ at fivefilters.org/content-only/faq.php#publishers.