21 марта правительство России утвердило список из 73 инфраструктурных проектов, которые будут финансироваться из Фонда национального благосостояния (ФНБ) или за счёт федеральных целевых программ (ФЦП). В некоторых СМИ планы строительства уже назвали новой «стройкой века».
Основная часть объектов из утвержденного списка относится к транспортной сфере.
Помимо строительства и реконструкции автомобильных дорог, в перечне указываются проекты, направленные на развитие железнодорожных, авиационных и морских путей. Кроме того, финансирование получат медицинские и технические проекты.Дураки и дороги
Несколько лет подряд Россия стабильно держится на самом дне рейтинга по качеству дорог. По индексу Мирового экономического форума, наша страна занимает 124 строчку рейтинга вместе с Колумбией, Нигерией и Киргизией. В пятёрке лучших стран по этому показателю находятся ОАЭ, Португалия, Австрия, Франция и Нидерланды.
Сегодня же, по всей видимости, правительство решило побороться с одной из главных российских проблем. Свыше 44% списка «строек века» составляют проекты по строительству и реконструкции дорог. Особое внимание уделяется двум направлениям: Крыму и Санкт-Петербургу.
На крымские дороги особое внимание обратил Владимир Путин, который недавно побывал на полуострове. Поэтому не удивительно, что первым в списке финансируемых объектов стоит мост через Керченский пролив. Также будут реконструированы и достроены трассы М-25 Новороссийск-Керченский пролив, М-4 «Дон» от Москвы до Новороссийска, а также дорога Керчь-Севастополь.
Он указал на то, что проект Керченского моста обязывает создать единую систему дорожного движения, иначе все усилия по строительству моста не имеют смысла.
«Дорога должна быть не трёх, а четырёхполосной и идти не только до Симферополя, но и до Севастополя», - подытожил он.
Немало внимания в перечне правительства уделяется и северным дорогам, которые из-за погодных условий подвержены наибольшим разрушениям.
Помимо автомобильных, государство выделит средства и на модернизацию железных дорог, в частности Байкало-Амурской и Транссибирской магистрали. Сегодня планируется увеличить их «пропускные и провозные способности», что особенно важно с позиции улучшения торговых отношений с Китаем.
Кроме того, финансы из ФЦП и ФНБ будут направлены на развитие авиасообщения. Так, в Ростове-на-Дону появится новый аэропортовый комплекс «Южный», а аэропортовые комплексы «Толмачево» в Новосибирске и «Новый» в Хабаровске будут реконструированы.
18 марта газета «Коммерсант» сообщила о том, что операторы аэропортов предложили ввести инфраструктурный сбор для развития московского авиационного узла (МАУ). Большинство экспертов выразили сомнение в правильности предложенной модели, поскольку последующее увеличение цен на билеты может снизить пассажиропоток. На помощь пришёл правительственный список, по которому Шереметьево получит средства на строительства комплекса новой взлётно-посадочной полосы, а Домодедово – на реконструкцию.
Море зовёт
Надо сказать, что морские проекты не ограничиваются организацией портов и путей. Финансирование выделяется и на создание трёх атомных ледоколов: один из них – головной, и два – серийных. Их появление станет очередным шагом в направлении возрождения Северного морского пути (СМП), которое, как предполагается, станет основным стимулом для повышения деловой активности на российском побережье Тихого океана. Кроме того, с развитием СМП интенсифицируется освоение арктической сырьевой базы, в частности проекта «Ямал СПГ».
Все эти факторы одновременно с развитием экономики России помогают налаживать связи с Китаем, который крайне заинтересован как в ресурсах, так и в самом арктическом регионе.
Многие эксперты отмечают, что России необходимо сотрудничать с КНР в вопросе использования СМП. Ещё в 2013 году Китай произвёл первую доставку коммерческого груза по Северному Ледовитому океану – из порта Далянь в Роттердам. Однако судоходство в этом направлении возможно пока лишь в летний период. Российская же техника, финансируемая с подачи правительства, как минимум сделает возможным движение судов от Сабетты до европейских портов даже зимой.
В здоровом теле здоровый дух
Немалую долю проектов представленного правительством перечня составляют объекты в области спорта и здравоохранения. Так, в Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Самаре, Саранске и Калининграде появятся спортивные стадионы на несколько десятков тысяч человек. Кроме того, средства выделяются на реконструкцию и реставрацию стадиона «Центральный» в Екатеринбурге.
Некоторые проблемы здравоохранения призваны решить новые медицинские центры. В Санкт-Петербурге запланировано строительство научно-клинического нейрохирургического комплекса при исследовательском центре имени В. А. Алмазова. Высокотехнологичный центр медицинской радиологии появится и в Ульяновской области в городе Димитровград. Кроме того, за счёт выделенных ФЦП и ФНБ средств новый корпус появится у известной Морозовской детской больницы в Москве. Строительство здания предполагает увеличение мест на 500 коек.
Высокие технологии встречаются в списке не только в области медицины. В перечне можно увидеть и строительство нанотехнологических лабораторий, и многоцелевого исследовательского реактора на быстрых нейтронах, использование которого станет одним их конкурентных преимуществ России, и создание модуля для рефабрикации ураноплутониевого топлива.
Минимум затрат – максимум эффективности
Исходя из содержания документа, можно сделать вывод о том, какие сферы и регионы обладают исключительным значением для правительства, вырисовывается список важнейших, с точки зрения правительства, регионов.
К ним в первую очередь относится Крым, Ленинградская область и Дальний Восток. Среди проблемных отраслей на фоне остальных явно выделяются транспортная сфера и медицина.
По информации Правительства РФ, утверждение списка объектов с государственным участием необходимо для проведения мониторинга с целью «минимизации коррупционных проявлений и рисков». Об этом говорил премьер-министр Дмитрий Медведев своим вице-премьерам, которые курируют строительство объектов. По его словам, мониторинг позволит «максимально увеличить отдачу от каждого вложенного рубля, повысить эффективность управления».
В заключении стоит обратить внимание на то, что перечисленные проекты утверждались в условиях серьёзных финансовых ограничений. По словам Медведева, «значительная часть этих проектов получила поддержку именно потому, что они связаны с инвестициями, как принято говорить, в будущее». А значит, в список попали только исключительно важные проекты.
Посмотреть полностью: http://politrussia.com/ekonomika/v-pravitelstve-rf-406/